пятница, 1 февраля 2013 г.

«ЧТО ТАКОЕ ТРЕВОЖНОСТЬ»


  
ТРЕВОЖНОСТЬ -  это индивидуальная психологическая особенность,  которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Причины тревожности:
Причин возникновения тревожности может быть очень много. И одна из основных, по мнению ученых, кроется в нарушении детско-родительских отношений. Обобщая, можно выделить следующие причины тревожности:
1. Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью (по мнению Е. Савиной – это основная причина). Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами. Симбиотические отношения с матерью,  когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни, также могут быть причиной тревожности ребенка: он испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится, вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
2. Завышенные требования, предъявляемые родителями, воспитателями или учителями к ребенку. Например: родители хотят видеть своего ребенка непременно отличником и не могут мириться с тем, что их сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является самым лучшим учеником в классе.
3. Требования, которые унижают ребенка, или ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель говорит ребенку: «Расскажи мне, кто плохо себя вел в мое отсутствие, а я за это не расскажу твоей маме, что ты дрался».
4. Уровень тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагогов или родителей передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети, как правило, менее тревожны, чем в семьях, где часто бывают скандалы. Тревожность детей возрастает, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. В ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. Тревожность возрастает, когда в семье применяется стиль авторитарного родительского воспитания.
5. Особенности взаимодействия воспитателя с ребенком, превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях ребенок находится в  постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки. Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно. Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.
6. Ситуации, способные спровоцировать тревожность:  ситуация непринятия со стороны сверстников; ситуация соперничества, конкуренции, (особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации); ситуация повешенной ответственности. В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.






Комментариев нет:

Отправить комментарий